Понедельник, 18.12.2017, 15:52
Приветствую Вас Гость | RSS

  Комплексный краеведческий музей




Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 6
Статистика



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Учительский портал

Детские работы

1) Исследовательская работа: «Судьбы сорокинцев в период репрессий»
Работу выполнила: Шлектаченко Елена Владимировна
Руководитель работы: Лихограева Татьяна Александровна
2) Исследовательская работа: «Таланты земли ивановской»
Работу выполнили: Манаева Наталья Алексеевна , Кочкина
Ирина Александровна, Дульцева Юлия
Руководитель работы: Кочкина Татьяна Владимировна,Трипольская Елена Вячеславов
3) Исследовательская работа: "Деревянное кружево"
Работу выполнила: Шапошникова Анастасия
Руководительработы Лукьянова Наталья Тимофеевна
4) Истории исчезнувших сел:
          Талкино
           Акатка 
           Трехречка

5) Легенды:
                "Легенда об озере Инголь" 
         "Агашкин ключ"


«Судьбы сорокинцев в период репрессий»
АННОТАЦИЯ
Шлектаченко Елена
с. Ивановка, МОУ СОШ №2, 11 класс
«Судьбы сорокинцев в период репрессий»
Руководитель: Лихограева Татьяна Александровна, учитель истории
Цель исследовательской работы: исследовать историю д. Сорокино в период репрессий.
Методы проведенных исследований:
• Работа с историческими источниками, литературой;
• Интервьюирование очевидца событий.
Основные результаты исследования: эта работа – попытка рассказать, исследуя исторические источники, литературу, дополняя воспоминаниями очевидцев о том, что было на самом деле.

Содержание
Введение…………………………………………………………………………3
1. Понятие «репрессия»………………………………………………………..5
2. Из истории вопроса………………………………………………………….7
2.1. «Коллективизация – трагедия крестьянина-труженика?»………………7
2.2. Осуществление коллективизации………………………………………...9
2.3. Итоги и последствия коллективизации………………………………….10
3. Депортации из Ачинского округа………………………………………….12
4. д. Сорокино в годы коллективизации……………………………………..14
Заключение………………………………………………………………..18
Список использованной литературы…………………………………….19

Введение
Мы живём в большой и великой стране Россия. Меня, как гражданина волнует судьба моей Родины, её история, её прошлое и настоящее. Однако без знания её корней и истоков, без стремления восстановить прерванную связь времён и событий невозможно мыслить о назначении истории, о месте человека в обществе.
Я живу в Шарыповском районе. Это моя Малая Родина. Мы должны знать историю не только России, но и своей малой Родины, чтобы прогнозировать будущее, влиять на развитие экономики, общества, политики, сделать жизнь лучше. Знать или узнавать историю это очень интересно. Умение анализировать события прошлого дают нам ключ к умению предвидеть дальнейшее развитие происходящих событий.
За многие века существования нашего государства было немало побед, но и много печальных событий: войны, восстания, массовые ссылки. Однако из самых трагических страниц летописи страны и края в XX веке – политические репрессии. Только с 23 августа 1937 года по 15 июня 1938 годы в Красноярском крае было расстреляно 11620 человек, 5439 направлены в лагеря. В эти же годы в Красноярский край были сосланы 500000 спецпоселенцев. Среди них были поволжские и украинские немцы, литовцы, латыши, эстонцы, финны, черкесы, поляки, белорусы, русские.… А сколько крестьян увезли «из Сибири в Сибирь» во время коллективизации.
На уроках истории, на экскурсиях в музеях я не раз сталкивалась с темой репрессий. Эта тема меня очень заинтересовала, поэтому я решила узнать об этих событиях подробнее. То, что я узнала о своих земляках, заставило меня по-новому взглянуть на историю своей малой Родины, на судьбы людей.
Изучив литературу по истории деревни Сорокино, я обнаружила, что тема репрессированных мало изучена, не выяснены многие вопросы.
Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время осуществляется переход общества из одного состояния в другое. В этих условиях пересматриваются многие взгляды и устоявшиеся в исторической науке положения, касающиеся, в том числе, освещения темы для советских историков – темы коллективизации и репрессий. Все меньше остается свидетелей той кровавой драмы, поэтому я обратилась к теме, в которой расскажу о судьбах людей прошедших через ссылки.
Цель моей работы - исследовать историю д. Сорокино в период репрессий.
Для решения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
· Выяснить причины, по которым начались репрессии в нашей стране, рассмотрев официальную политику нашего государства.
· Рассмотреть условия пребывания репрессированных (хозяйство, отношения местных властей и населения, социальное обеспечение)
· Рассмотреть влияние политики «карательных мер» на судьбы людей по воспоминаниям очевидцев.

1. Понятие «репрессия»
В словаре С.И. Ожегова говориться, что «репрессия – это карательная мера, исходящая от государственных органов». Но это определение будет неполным, или, скорее всего неверным с точки зрения нравственности, так как это нарушение прав человека.
Безусловно, репрессии – это зло, они несут горе и несчастье. Более того, все они безнравственны, бесцеремонны и нелепы, и об этом свидетельствуют мотивации обвинения, содержащие в секретном приказе наркома внутренних дел СССР Н.И.Ежова «Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и др. антисоветских элементов» от 30 июля 1937г. Содержание этого документа следующие: «Перед органами государственной безопасности стоит задача – самым беспощадным образом разгромить всю банду антисоветских элементов… Контингенты, подлежащие репрессии: 1. Бывшие кулаки, вернувшиеся после отбытия наказания и продолжающие вести активную антисоветскую подрывную деятельность. 2. Бывшие кулаки, бежавшие из лагерей и трудпоселков, а также кулаки, скрывшиеся от раскулачивания. 3. Наиболее активные антисоветские элементы из бывших кулаков, карателей, бандитов, белых, сектантских активистов, церковников проч., которые содержатся сейчас в тюрьмах, лагерях, трудовых поселках и колониях и продолжают вести там активную антисоветскую подрывную работу. 4. Репрессиям подлежат все перечисленные выше контингенты, находящиеся в данный момент в деревне – колхозах, совхозах, сельскохозяйственных предприятиях и в городе – на промышленных и торговых предприятиях, транспорте, в советских учреждениях и на строительстве. О мерах наказания репрессируемых: 1. Все репрессируемые кулаки, уголовники и др. антисоветские элементы разбиваются на две категории: а) к первой категории относятся все наиболее враждебные из перечисленных элементов. Они подлежат немедленному Оресту и при рассмотрении их дел на «тройках» - РАССТРЕЛУ; б) ко второй категории относятся все остальные, менее активные, но всё же враждебные элементы. Они подлежат аресту и заключению в лагеря не срок от 8 до10 лет, а наиболее злостные и социально опасные из них – заключению не те же сроки в тюрьмы по определению тройки. 2. Все семьи лиц, репрессированных по первой и второй категориям, взять на учёт и установить за ними систематическое наблюдение».
Между тем, подавляющее большинство тех, кто сидел или был убит, ни о каких действиях против власти и не помышлял. Еще страшнее, когда человек был спешно приговорен к длительному сроку заключения по ошибке, халатности. Вот и отвозили поезда на восток «врагов народа», круто меняя судьбу человека, перекраивая ее, а чаще – обрывая.
Итак, подведем итог. Определение, данное С.И. Ожеговым в своем словаре, по моему мнению, неверно, по крайне мере, оно применительно только к нескольким людям, по сравнению с масштабами всей страны. Более правильным определением слова «репрессия» будет такое: «Репрессия – это произвол и беззаконие, нарушение прав человека в высшей мере безнравственности, которое является источником катастрофических бед, горя и несчастья».
2. Из истории вопроса
Самым первым и самым важным вопросом, который предстоит выяснить – это вопрос о причинах, по которым государственные власти СССР начали репрессии различных народов на территории их постоянного проживания. Во-вторых, выяснить, какую позицию занимало государство по отношению к репрессированному населению.

2.1. «Коллективизация – трагедия крестьянина-труженика?»

Что же представляла собой Россия в двадцатые годы XX века? Главная задача, которая решалась, - поднять советское общество на технико-технологическую ступень, соответствующую индустриальному обществу того времени при отрицании рынка и демократии. Так называемый «ленинский план строительства социализма», сформированный сталинским руководством, являлся, по сути, планом превращения страны в индустриальную державу, её модернизации. Символом «социалистической индустриализации», её вдохновителем являлся её коммунистический вождь И.В. Сталин. Он выступал за форсированный переход к индустриальной стадии, не считаясь ни с какими материальными и человеческими жертвами.
Суть сталинской модернизации можно выразить одним словом – форсаж. При крайней ограниченности ресурсов были поставлены грандиозные задачи и определены необычайно короткие сроки их решения. Для реализации задуманного было брошено всё.
К концу 1920-х гг. половину налоговых сборов в деревне давали состоятельные крестьяне-кулаки. Их хозяйства отличались высокой производительностью.
Средний слой крестьян составлял около 60%. Он был заинтересован в развитии товарно-денежных отношениях, в уменьшении изъятий средств из деревни через налоги и реквизиции. Вот что писал в 1927г. один из крестьян: «Хотите жить богато – дайте крестьянам зажиточным полную свободу, тогда в стране Советов не будет бедняков, а называться будет не «пролетарское государство», а «народная республика». А то зажиточных крестьян лишают права, а они не думают тогда быть государственными строителями».
Чрезвычайными мерами хлебозаготовительный кризис был разрешен. Но вставал вопрос, что делать дальше? Сталин считал, что кризис вызван нарушением экономических пропорций, когда слишком слабая промышленность не может обеспечить выпуск необходимых товаров для получения у крестьян хлеба экономическим путем: товары поменять на хлеб. С другой стороны он был убежден, что мелкое крестьянское хозяйство не способно удовлетворять потребности страны и растущей промышленности. Крупный производитель – кулак мог это сделать, но его интересы расходились с курсом государства, которое стремились сосредоточить все ресурсы в своих руках для индустриализации. Выход Сталин видел в коренном переустройстве деревни по промышленному типу: создание крупных коллективных хозяйств, которые соответствуют социалистическому идеалу и одновременно должны доказать преимущества промышленного ведения хозяйства на селе.
Иного мнения придерживался Н.И. Бухарин. Он не был противником коллективных хозяйств, но считал, что в аграрном секторе ещё длительное время должны оставаться индивидуальные крестьянские хозяйства. Главную причину трудностей он видел в том, что неправильно строятся взаимоотношения между государством и аграрным сектором: ножницы цен – низкие закупочный цены сельхозпродукты и высокие на промышленные товары, несбалансированность налогов. Однако сторонники предоставления некоторой свободы для хозяйства были осуждены как уклонисты вправо.
2.2. Осуществление коллективизации.
На XVсъезде ВКП(б) в 1927г. было решено переходить к коллективизации сельского хозяйства. В апреле 1929г. началась массовая коллективизация в форме артели (колхоза) на основе ликвидации товарных крестьянских хозяйств (кулаков и средников). Интересы многомиллионной массы крестьян власти в расчет не брали. Крупное коллективное хозяйство – зерновая фабрика – выглядит привлекательно, но за счет чего могла бать создана материальная база таких хозяйств? В тогдашних условиях она создавалась через ликвидацию кулаческих, а также части середняцких хозяйств, т.е. тех хозяйств, которые кормили страну. У бедняков же ничего не было. Они не имели перспектив изменить свое положение в условиях нэпа, поэтому беднота была заинтересована в коллективизации.
Несмотря на провозглашенный принцип добровольности, форсированная коллективизация проводилась при применении масштабного насилия.
Каждый район получал норму коллективизации и норму раскулачивания. Норма коллективизации везде была 100%. Норма раскулачивания определялась в 5-7%, но местные власти старались ее перевыполнить. Для оправдания ее расширения было придумано слово «подкулачник». В отдельных районах число раскулаченных достигало 15-20%, что заведомо превышало в несколько раз число крепких хозяйств.
Насилие над крестьянами вызвало вону сопротивления – восстания, бандитизм, убийство советских и партийных работников. Крестьяне сопротивлялись всеми доступными методами. Угроза масштабного социального взрыва заставило сделать некоторые уступки. Весной 1930г. были сделаны некоторые послабления, кое-где даже распущены колхозы, созданные под дулом наганов. Но в целом курс на коллективизацию продолжал реализовываться так же жестко.
Истребление крестьянами скота в ходе коллективизации разорение деревни, не прекратившееся с раскулачиванием, слабость и неэффективность колхозов при сохранении значительного экспорта хлеба привели в 1932-1933гг. к масштабному голоду. Фактически голод бал спровоцирован неразумной политикой власти, которая даже в этих условиях продолжала вывозить хлеб из страны для получения валюты на нужды индустриализации. Погибло, по разным оценкам, от 5 до 7 млн. человек. В районах голода свирепствовал тиф, дизентерия, наблюдалось людоедство. Из голодающих деревень в города устремились потоки крестьян и беспризорных детей. В результате эпидемии охватили и относительно благополучные в продовольственном отношении районы.
Власть, опиралась на беднейшее население, крушила деревенский уклад, подгоняя его под промышленный тип. Рабочие-коммунисты стали ударной силой перестройки села. В ходе коллективизации насилие приняло ужасающие размеры. В 1934г. 75% хозяйств были объединены в колхозы, а крепкие товарные хозяйства перестали существовать. Крестьяне в ходе коллективизации были переданы на самообеспечение с приусадебного участка, который был меньше дореволюционного общинного надела, а работа в колхозе была фактически бесплатной – за «палочку» (отметку в тетрадке бригадира о выходе на работу, или «трудодень»).

2.3. Итоги и последствия коллективизации.

Каковы результаты сплошной коллективизации? В результате сплошной коллективизации было создано целостная система перекачки финансовых, материальных, трудовых ресурсов из аграрного сектора экономики в индустриальный. Её воздействие на развитие сельского хозяйства было катастрофическим. Поголовье крупно рогатого скота только за 1929-1932г. сократилось на1/3, лошадей 1/3, свиней – в 2раза, овец и коз – 2,5 раза. Но в сталинской стратегии форсированной модернизации, при которой все отрасли народного хозяйства и сферы общественной жизни подчинялись нуждам промышленного роста, общий рост с/х производства в целом и не требовался. Необходимо было лишь такое преобразование аграрного сектора, при котором можно было бы, во-первых, уменьшить число занятых в сельском хозяйстве пропорционально спросу на рабочую силу в промышленности; во-вторых, поддержать при меньшем числе занятых производство продовольствия на уровне, не допускающем длительного голода; в-третьих, обеспечить снабжение промышленности незаменяемым техническим сырьем. Решение этих задач коллективизация обеспечила. Главным результатом коллективизации стало обеспечение условий для осуществления, хотя и с колоссальными издержками, индустриального скачка. Высокие темпы развития могли быть достигнуты только за счет внеэкономического принуждения, насилия. Необходимость, насилия включая репрессии, их неизбежность открыто признавалась вождями. И.В. Сталин говорил: «Репрессии в области социалистического строительства являются необходимым элементом наступления».

3. Депортации из Ачинского округа
В нашем регионе первая массовая депортация постигла Ачинский округ (особенно Березовский, Назаровский, Боготольский, Ачинский районы). В феврале 1930 года несколько тысяч крестьянских семей с детьми и стариками были угнаны далеко на север, в Енисейский р-н, на Маковку (с. Маковское на р. Кеть). Их везли обозами на санях, под милицейским конвоем. По дороге погибло много детей и стариков. На Кети ссыльные ютились кто по избам местных жителей, кто в наскоро построенных бараках или даже шалашах. Весной начались повальные инфекции. Но, к счастью, в начале лета охрану сняли, и большинство ссыльных смогли выбраться из этих гиблых мест.
Некоторым семьям, однако, не удалось выбраться с Маковки. Осенью 1930 г. часть из них отправили с Маковки в Соврудник (ныне Северо-Енисейск), на золотые рудники.
В последующий период, во второй половине 1930 года и в 1931 году, основным направлением депортаций из Ачинского округа стало правобережье Чулыма - болота и гари в его среднем и нижнем течении (ныне в Тегульдетском районе Томской обл.), и далее на север в бассейн реки Чичкаюл. Менее значительным местом ссылки являлась Чульская гарь (ныне Тюхтетского района).
Позднее часть ссыльных с этих территорий переводили на рудники Тисульского района (ныне Кемеровской области) или на Саралинские рудники (северо-запад Хакасии), но большинство ссыльных осталось за Чулымом до самого освобождения.
С юга Ачинского округа, из Ужурского района, сначала тоже гнали на Чулым, но позднее стали отправлять ссыльных прямо на Саралинские и другие рудники в горах северо-западной Хакасии, в Саралинском и Чебаковском (ныне Ширинском) районах ХАО.
В последующий период, в 1932-1933 гг., тоже угоняли крестьян в ссылку на северо-запад, однако эти депортации уже не имели такого масштаба, как в 1930-1931 гг. Так, имеются сведения о депортации летом 1933 года из юго-западной части Ачинского округа в Могочин (на Оби, при впадении в неё Чулыма). Есть также сведения о депортации из тех же мест летом 1932 года в Каргасок (ещё ниже по Оби), но они могут быть неточны, и не исключено, что это тоже происходило летом 1933 года.
4. д. Сорокино в годы коллективизации
С 1991 года 30 октября объявлено днем памяти жертв политических репрессий. Узнать трагическую правду о судьбах жителей д. Сорокино и взглянуть на исторические события своими глазами – цель моей работы.
Я смогла познакомиться с человеком, который был свидетелем тех событий. Он с улыбкой согласился рассказать мне, что помнит. Книги и архивные данные, конечно, дают более точную информацию, но слушать жизнь из уст живого человека гораздо интереснее. Узнаешь не только факты, с которыми не спорят, но и чувства, переживания. Картина получается более яркой, красочной и эмоциональной.
Иван Николаевич Поздняков, так зовут человека, согласившегося рассказать о жизни своих односельчан.
- За что репрессировали, и кто был первым? Расскажите, мне очень интересно, за что наказывали?
- Первым был репрессирован Хабаров за то, что отказался вступать в коммуну и хотел остаться единоличником. Да и за то, что жил неплохо, - ответил мне собеседник, немного с грустью, - в те годы раскулачивали всех, кто жил хорошо, был кулаком. Раскулачивание было массовым, применялась как мера на отказ от коллективизации. Возникали различные типы объединений. Так в 1927г жители Сорокино решили создать коммуну. Первыми в коммуну вступили, три брата Дружинины они имели мельницу. Скот со всех дворов согнали в общие загоны. Всё стало общим. Люди ходили на работу, ухаживали за скотом, обрабатывали пашни, заготавливали корма. Полученный урожай и продукцию делили поровну. Но так продолжалось недолго. Не всех коммунаров стало устраивать такое ведение хозяйства. Многие семьи были многодетными, а паи выдавались поровну всем, как небольшим семьям, так и большесемейным. Скот хозяева развели обратно по своим дворам. Но жизнь продолжалась. Деревня жила своей тихой жизнью. В 1929г был создан первый колхоз «Память Ленина». Колхоз состоял из полеводческих и животноводческих бригад. В 30 –е годы на паи в деревне был построен магазин, здание сохранилось и в нем до сих пор располагается единственный в деревне магазин.
Построили животноводческую ферму, овчарню, лисятник, цыплятник, молокоприёмный пункт, кирпичный завод, школу, клуб. Но труд в то время был весь ручной и очень тяжёлый. Коров на ферме доили вручную, кормили скот и убирали навоз тоже вручную. Бригадиром на ферме был Степанов Карп.
В процесс кооперации втягивались разные слои крестьянства, но преобладали середняки. Важно отметить и то обстоятельство, что кооперативные объединения охватывали не только земледельцев, но и людей, занятых в разных промыслах. Использовались для привлечения крестьян и разного рода обещания: колхозам обещали тракторы, другую технику, большие кредиты. «Все дадут – идите в колхозы». Все крестьяне обязаны были вступать в колхозы, они должны были весь свой домашний скот, сельскохозяйственные орудия сдать в колхоз. Земли крестьян тоже объединились в единые колхозные поля. Все стало общим. Но не все пошли в колхоз, тогда у них забирали коров, скот, землю. Особенно запомнился случай с семьей Панкратова Семена (сына кулака). За то, что он не пошел в колхоз, вытащили в его доме окна и сняли двери. Семья бросила дом и ушла на квартиру, а в их доме стал жить активист.
Одновременно началась борьба с кулаками. Кулаки были объявлены врагами трудового народа, все имущество у кулаков отбирали и передавали в колхоз. Кулаков вместе с их семьями выселяли из деревень на север. Из Сорокино выслали Исупова Ивана Васильевича, Локтева, Дружинина Михаила, Панкратова Филиппа, Каллиникова Ивана, Захарова Якова.
У Исупова Ивана был единственный на все село сепаратор, небольшое хозяйство, но большая пасека. Он пел о себе частушку:
«У соседа на столе хлеб с одной водою,
Я купаюсь в молоке летом и зимою».
Вернулся он в 1944 году, отбыв 10 лет, но прожил недолго.
Шли годы, но легче не становилось, а наоборот появились новые проблемы. В 1947 году прошла волна ссылок за невыполнение трудодней.
-Что же оставалось крестьянину на трудодень?
Денежное обеспечение т/дня было мизерное. На один т/день – оплата 10 копеек, количество т/дней от 46 до 200. Причем, самое большое количество трудодней – у бригадиров. От 700-800т/дней – у колхозников, имеющих постоянную работу – пасечников, мельник, кладовщик. От 40-600 т/дней у конюхов, чабанов, доярок, свинарок, сторожей, у остальных колхозников – от 180-300 т/дней. Теперь из этой суммы вычесть ЕСХН (единый сельхозналог). В колхозе заработать для семьи и для выплаты всех налогов и займов, большинству крестьян было практически невозможно. Нормы выработки были высокими, а оплата труда низкая. Жила в деревне Устинья Черепанова. Ее семья сразу вступила в колхоз, где она выполняла разные работы, потом заболела и норму трудодней не могла выполнять. За это ее сослали, где она умерла. Крестьяне после проведения коллективизации вынуждены были смириться с колхозами, тем более, что в деревне остались основном бедняки, которым было все равно где работать. Жили колхозники очень бедно. Донашивали одежду своих отцов и дедов. Обстановка в избах была еще беднее, чем при крепостном праве. Питались плохо. По трудодням в иные годы колхоз выдавал мешок картошки или свеклы. И это на целый год. Часто единственной едой в семье колхозника были щи из лебеды или крапивы.
Чтобы как-то поддержать колхозников, в середине 30-х годов им разрешили иметь небольшой приусадебный участок, корову с теленком, свинью с поросятами и 10 овец. Приусадебное хозяйство помогало колхозникам выживать. В начале 50-х ссылку отменили, но налог добавили. Каждому колхознику, имеющему приусадебное хозяйство надо было сдать государству 250 литров молока, с овцы шкуру и 600 гр шерсти, 52 кг мяса, 360 кг картофеля. Так жили колхозники после проведения коллективизации.

Заключение
Итак, подведем итог:
1. Объявленные партией цели в результате коллективизации были достигнуты: в деревне победила колхозная собственность, произошло полное огосударствление экономики; кулачество как класс было ликвидировано; ускорилось формирование тоталитарного государственного режима.
2. В то же время производительные силы деревни были подорваны. Валовая продукция сельского хозяйства в 1936-1940 гг., по существу, оставалась на уровне 1924-1928 гг., а поголовье крупного рогатого скота в 1934 г. уменьшилось вдвое по сравнению с 1928 г.
3. Началось разрушение крестьянства как социального слоя и его особой культуры. Крестьяне были отчуждены от земли и результатов труда. Произошло разрушение всего уклада жизни, духовных и нравственных ценностей, присущих именно крестьянству: уважение к земле, к скоту, крестьянскому труду и т.д.
Моя исследовательская работа, это вклад в восстановление справедливости и напоминании людям о страшных и трагических днях истории, а также дань памяти невинно пострадавшим.

Список использованной литературы
1. Ожегов С.И., Шведов Н. Ю. Толковый словарь русского языка – Москва, 1999.
2. Пыхалов И.В. Время Сталина: факты против мифов. Ленинград, 2001
3. Школьная энциклопедия «История России ХХ век» - Москва «Аванта+», 1999
При написании работы использованы воспоминания Позднякова Ивана Николаевича.
Вход на сайт

Поиск
Календарь
«  Декабрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Copyright MyCorp © 2017
Создать бесплатный сайт с uCoz